Агинский национальный музей

ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ: Версия для слабовидящих

_________________________

 Уважаемые посетители!

Наш музей проходит процедуру независимой оценки качества предоставления услуг. Просьба к Вам - принять участие в опросе и заполнить электронную анкету, чтобы дать отзыв о работе нашего музея, пройдя по этой ссылке

________________________

 

Новости
28.07.2020
28.07.2020

 Хантаев Василий Харинаевич - командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады 9-го Киевско-Житомирского механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, младший сержант.

Родился 19 августа 1924 года в улусе Байтог ныне Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области в семье крестьянина. Бурят. Окончил десять классов Байтогской средней школы. Работал счетоводом дорожного управления Иркутск - Качуг.

В Красной Армии с июля 1941 года. В 1942 году окончил полковую школу. В действующей армии с августа 1942 года. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

Командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец младший сержант Василий Хантаев особо отличился в уличных боях в столице гитлеровской Германии - Берлине 26 апреля – 2 мая 1945 года.

Раненным, младший сержант Хантаев В.Х. остался один у орудия и подавил зенитную пушку, мешавшую продвижению пехоты, подбил и сжёг несколько бронетранспортёров и автомашин противника.

В представлении к званию Героя указано: «...Товарищ Хантаев выдвинул своё орудие на передний край, поставил его перед нашей пехотой и уничтожил вражескую колонну, включающую три бронетранспортера, девять противотанковых орудий и семь мотоциклов. Во время боя он взял в плен 33 немецких солдат и офицеров…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Хантаеву Василию Харинаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7836).

После войны отважный воин-артиллерист окончил Сретенское военное пехотное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С 1947 года Xантаев В.Х. - в запасе.

В 1951 году окончил Иркутскую партийную школу, в 1961 году – Новосибирскую высшую партийную школу. Работал директором совхоза в посёлке городского типа Усть-Ордынский, экономистом Эхирит-Булагатского производственного управления. Затем трудился старщим инженером материально-технического снабжения в филиале Сибирского отделения Академии наук СССР в Улан-Удэ. Скончался 29 апреля 1990 года. Похоронен в столице Бурятии - городе Улан-Удэ.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Медаль «Золотая Звезда» с удостоверением на награду были похищены во время ремонта квартиры, где они хранилась уже после смерти Героя. Но знак высшей степени отличия был возвращён родственникам В.Х. Хантаева американским коллекционером Генри Сакаида (Sakaida Henry), который выкупил её на аукционе и в первой декаде августа 2003 года вручил в Улан-Уде дочери Героя, которая передала "Золотую Звезду" отца в музей истории Бурятии.

В январе 1995 года Байтогской средней школе присвоено имя Героя, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись торжественные церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В.Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени. В день 62-летия Великой Победы, 9 мая 2007 года, в Усть-Орде открыта первая в столице округа Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. На одной из мемориальных плит увековечено имя Василия Харинаевича Хантаева.

 

 

   Анатолий Иванович Мазин (1938-2008), археолог, доктор исторических наук (1988). Родился в 1938 году на станции Магдагачи Амурской области.  Окончил исторический факультет Благовещенского государственного педагогического института (1966). С 1966 работал воспитателем и преподавателем в спецшколе, с 1967 — ответственным секретарем Амурского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры,  с 1968 — бригадиром оленеводов. С 1969 — аспирант, младший, старший, главный научный сотруд­ник Института истории, филологии и философии СО Академии Наук СССР (затем — Института археологии и этнографии СО РАН). Специалист в области первобытного искусства, наскальных изображений Восточной Сибири, Приамурья. Открыл и исследовал десятки пунктов с наскальными изображениями в Восточном Забайкалье, Приамурье, на юго-востоке Якутии.

Ввел в научный оборот памятники наскального искусства (писаницы) и связанные с ними жертвенники. Разработал оригинальный подход к периодизации и хронологии писаниц, корреляцию наскального искусства с соседними терри­ториями. Выявил новый тип жертвенников, непосредственно связанных с наскальными изображениями. Открыл и принимал участие в исследованиях разновременных и разнокультурных памятников в Амурской области от эпохи палеолита до позднего средневековья. Исследовал родовой состав, материальную и духовную культуру, хозяйство и быт, шаманизм эвенков-орочонов в Амурской и Читинской области). Награжден почетным знаком СО РАН «Серебряная Сигма».

 

 

Новости

 

      Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова 20 мая запустил онлайн-курсы «Хуушан монгол бэшэг». Курсы проводятся в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя конкурса фонда президентских грантов в 2020 году Агинской Буддийской академии. Агинский национальный музей является партнером в данном проекте.

  Изначально планировалось, что бесплатные курсы для желающих освоить старомонгольскую письменность состоятся в формате оффлайн на базе Агинского национального музея, но в связи с пандемией обучение происходит дистанционно на платформе для видеоконференций «Zоом». Это, в свою очередь, позволило расширить географию участников, помимо жителей из округа и края, есть слушатели из разных городов России – Геленджика, Москвы, Санкт-Петербурга, Салехарда, Екатеринбурга, Комсомольска-на-Амуре, Республики Бурятия. Обучает азам старомонгольской письменности представитель центра каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг» («Небесное письмо») г.Улан-Удэ, педагог дополнительного образования Детского дома творчества пгт. Агинское Батуева Янжима Цывановна. Обучение для удобства слушателей проходит в две группы – дневной и вечерней. В приложении «Вайбер» специально созданы группы для слушателей, где обучающиеся отправляют практические задания, обмениваются впечатлениями, поддерживают обратную связь с преподавателем. Количество слушателей в утренней группе 40 человек и 67 человек в вечерней группе. Для тех, кто по каким-то причинам не сможет присутствовать на онлайн-уроках, есть возможность посмотреть обучение на «YouTube». Всего предусмотрено 12 занятий, которые реализуются в срок чуть более одного месяца. Курсы получили много положительных откликов, вызвали большой интерес.

 Здесь показаны молодые люди в возрасте до 40 лет, достигшие успехов в науке, творчестве и спорте, прославляющие свою малую родину - Агу.

смотреть >>> https://www.youtube.com/watch?v=0gn-2Ey1H48

 

Элементы ступы Просветления
1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь приносящих счастье знаков, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.
2. Основная плоскость. Это плоскость, «удерживающая землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.
3. Три ступени над основной плоскостью. Эти три ступени символизируют Три Драгоценности – прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.
4. Львиный трон. Выше трех ступеней находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображены снежные львы. Этот так называемый Львиный трон символизирует непобедимость Дхармы и четыре вида бесстрашия Будды.
5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня представляют малый и большой лотос. Они символизируют Шесть освобождающих действий (парамит), а именно: щедрость, осмысленное поведение, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.
6. Квадратная поверхность трона. Она состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: неизмеримую любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую радость и неизмеримую равностность.
Будда-аспекты сидят преимущественно на львином троне, лотосе, солнечном и лунном диске. Таково и здесь значение этого основания. После того, как у человека развивается внимательность по отношению к своим действиям и тем самым он принимает на себя ответственность за свою собственную жизнь, он обращается к Прибежищу и развивает Просветленный настрой ума. Это – основание для начала практики Дхармы. Следующая часть, от первой ступеньки над троном до вершины ступы, символизирует так называемые Пять путей.
Все развитие, начиная с первого контакта с освобождающим учением и до полного Просветления, может быть описано как пять путей: Путь накопления, Путь соединения, Путь видения, Путь медитации и Путь без учения. Эти Пять путей можно объяснить в соответствии либо с Малой Колесницей, либо с Великой. Люди, которые обладают потенциалом Махаяны, развили Просветленный настрой и очищаются от завес в уме, двигаясь по пути накопления в Великой Колеснице.
7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» – внимательность к телу, к чувствам, к мыслям и ко внешним явлениям.
8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа», что означает: 1) отказаться от всех негативных действий; 2) не забывать об этом; 3) совершать позитивные действия; 4) постоянно их умножать.
9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.
10. Четвертая ступенька над троном. Представляет пять способностей на пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.
11. Неизменная основа, поддерживающая вазу. Символизирует пять сил на пути соединения, которые выражают полное развитие пяти способностей предыдущей ступени.
12. Ваза. Символизирует семь ветвей Пробуждения на пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность. В Великой Колеснице это равнозначно достижению первой ступени Бодхисаттвы.
13. «Тре» над вазой (квадратная поверхность для вершины ступы). Эта часть соответствует промежутку от второй до десятой ступени Бодхисаттвы. «Тре» указывает на «восьмеричный путь Благородных» на пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия,
15. Тринадцать колец символизируют «десять сил», то есть десять аспектов мудрости Будды плюс «три существенных воспоминания» – то есть знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
16. Зонт и его соединительная деталь. Этот зонт, который является одним из восьми приносящих счастье символов, означает преодоление всех страданий.
17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды.
18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия («подобного лучам солнца») и абсолютного Просветленного настроя.
19. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.
20. Статуя Будды (в вазе). Она показывает познание природы ума на Пути видения и полное освобождение из круга перерождений.

 

 

   Много тысяч лет назад ещё до нашей эры люди хранили информацию в своей памяти, накопленные знания передавали из уст в уста. Для передачи срочной информации на расстояние использовались различные сигналы-символы: дым костра, огонь, дробь барабана, жесты. Ими пользуются люди до сих пор.

   Еще в древние времена человек пытался записать важную информацию. Примерно с 9-го по 2-е тысячелетие до н.э. люди начали использовать различные предметы для записи.

   «А когда возникла письменность?». Ученые считают, что первая письменность-это наскальные рисунки – пиктограммы, в которых древний человек рассказывал о событиях своей жизни.

В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли – иероглифы, вид идеографического письма, где рисунок (знак) обозначал не только предмет, а также действие и понятие. Каждый иероглиф обозначал слово или его часть. Их называли «священными знаками».

  Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия.  Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда.  Человек для записи стал использовать камень, пальмовый лист или кусочек коры и даже глиняный черепок. Так, древние греки делали записи на глиняных черепках. В Индии писали на пальмовых листьях и коре деревьев, даже делали целые книги из пальмовых листьев. Они были очень красивыми, поскольку сверху ее золотили и раскрашивали. Славяне, живущие в стране лесов, изобрели способ письма на кусках березовой коры.

  Однако ни один из названных способов не мог быть совершенным. Люди искали материал, более подходящий для письма.

  Древние египтяне придумали, как использовать удивительное растение, произраставшее по берегам Нила, - папирус. Из него изготавливали папирусный свиток, на котором писали заостренной тростниковой палочкой и использовали черную и красную краски. Текст на свитке писали узкими столбцами, направления строк было параллельно длине свитка. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.

  Но когда папируса стало не хватать, пришлось задуматься о его замене. В городе Пергаме, что находится в Малой Азии, люди настолько усовершенствовали обработку кожи животных: телят, овец, коз, что на ней можно было писать. Заметив это, люди стали писать на пергаменте, несмотря на то, что книги, сделанные с пергамента, были очень дорогими. Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетрада”, что значит “четверка”. Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок. Осталось лишь скрепить тетрадь между собой, и книга готова. Для письма на пергаменте придумали особые чернила, хорошо впитывающиеся в кожу. Смыть их, потом было не возможно. Писали на пергаменте тростниковым или птичьим пером.

  Интересную историю имеет и обычная в наше время бумага. Изобрели бумагу китайцы предположительно во 2 веке н. э. Главным сырьем для ее изготовления были спрессованные волокна бамбука, а второстепенным - травы и старое тряпье. Секрет изготовления бумаги долго оставался тайной.

   И только в 704 году арабы, покорившие город Самарканд, узнали о том, как изготавливать бумагу. Именно они создали первые бумажные фабрики. А в XІІІ веке бумажные фабрики появились в Италии и во Франции. В Россию бумагу привезли ганзейские купцы в XІV веке. Вскоре недалеко от Москвы на реке Уче была построена первая в России бумажная фабрика. Удивительно, но сначала бумагу не признавали. Писали на ней только то, что не требовало долгого хранения, а книги по–прежнему делали из пергамента.

   Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Создателю книги – писцу нужно было иметь четкий и красивый почерк. Первые, заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Переписанные листы собирали вместе и “одевали” в кожаный переплет, в который были вставлены драгоценные камни. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только богатые люди. С изобретением печатного станка немцем Иоганном Гуттенбергом в ХV веке и металлических литер (букв), из которых мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге, книгопечатание быстро распространилось в Европе.

  Первая Российская типография была основана по повелению Ивана IV Грозного на средства казны. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Иван Фёдоров и его друг Петр Мстиславец. 1564 году в Москве напечатан “Апостол” – первая книга. За заслуги перед Россией, первопечатнику И.Фёдорову в 1909 году в Москве поставлен памятник работы скульптора С. М. Волнухина.

    Письмо, счет и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. Не будь книги, наверное, каждое поколение вновь и вновь изобретало бы то, до чего уже додумались предшественники. Книга – уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.

 

 

        История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по старому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как "Солунские братья", датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века.

    Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного рода и проживали в греческом городе Солуни. Мефодий был военным и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Константин (в монашестве - Кирилл) учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве освоил все науки своего времени и многие иностранные языки. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к своему брату Мефодию, приняв монашество.

   Славянская азбука была составлена на основе греческой. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

   Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Он отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.

    В России это праздник уходит корнями в далекое прошлое и отмечался в основном церковью. Был период, когда из-за исторических и политических событий он был незаслуженно забыт. Но уже в XIX веке эта традиция возродилась.

    В годы советской власти этот праздник не отмечался и был восстановлен лишь в 1986 году. Но только в 1991 году он получил официальный статус и стал отмечаться 24 мая как День славянской письменности и культуры.

    24 мая 1992 года в Москве на Лубянском проезде, недалеко от станции метро "Китай-город" и Славянской площади, был открыт памятник Кириллу и Мефодию, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым и архитектором Юрием Григорьевым. Он представляет собой статуи двух братьев, держащих в руках крест и Святое Писание. На памятнике написано по-старославянски: "Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия".

 

 Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств.
Предки бурят считали, что головной убор – это «вместилище», он и оберег жизненной силы человека и символическое обращение к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Так, остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.

Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо. При этом женщины снимали шапки только когда ложились спать. Традиционно головные уборы различались и по сезону и назначению: они были зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета, а нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

У забайкальских кочевников наиболее популярны были 3 типа шапок, из них наиболее древний - цельнокроеный одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду. Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ.