Агинский национальный музей

ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ: Версия для слабовидящих

_________________________

 Уважаемые посетители!

Наш музей проходит процедуру независимой оценки качества предоставления услуг. Просьба к Вам - принять участие в опросе и заполнить электронную анкету, чтобы дать отзыв о работе нашего музея, пройдя по этой ссылке

________________________

 

Новости
28.07.2020
28.07.2020

 Хантаев Василий Харинаевич - командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады 9-го Киевско-Житомирского механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, младший сержант.

Родился 19 августа 1924 года в улусе Байтог ныне Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области в семье крестьянина. Бурят. Окончил десять классов Байтогской средней школы. Работал счетоводом дорожного управления Иркутск - Качуг.

В Красной Армии с июля 1941 года. В 1942 году окончил полковую школу. В действующей армии с августа 1942 года. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

Командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец младший сержант Василий Хантаев особо отличился в уличных боях в столице гитлеровской Германии - Берлине 26 апреля – 2 мая 1945 года.

Раненным, младший сержант Хантаев В.Х. остался один у орудия и подавил зенитную пушку, мешавшую продвижению пехоты, подбил и сжёг несколько бронетранспортёров и автомашин противника.

В представлении к званию Героя указано: «...Товарищ Хантаев выдвинул своё орудие на передний край, поставил его перед нашей пехотой и уничтожил вражескую колонну, включающую три бронетранспортера, девять противотанковых орудий и семь мотоциклов. Во время боя он взял в плен 33 немецких солдат и офицеров…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Хантаеву Василию Харинаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7836).

После войны отважный воин-артиллерист окончил Сретенское военное пехотное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С 1947 года Xантаев В.Х. - в запасе.

В 1951 году окончил Иркутскую партийную школу, в 1961 году – Новосибирскую высшую партийную школу. Работал директором совхоза в посёлке городского типа Усть-Ордынский, экономистом Эхирит-Булагатского производственного управления. Затем трудился старщим инженером материально-технического снабжения в филиале Сибирского отделения Академии наук СССР в Улан-Удэ. Скончался 29 апреля 1990 года. Похоронен в столице Бурятии - городе Улан-Удэ.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Медаль «Золотая Звезда» с удостоверением на награду были похищены во время ремонта квартиры, где они хранилась уже после смерти Героя. Но знак высшей степени отличия был возвращён родственникам В.Х. Хантаева американским коллекционером Генри Сакаида (Sakaida Henry), который выкупил её на аукционе и в первой декаде августа 2003 года вручил в Улан-Уде дочери Героя, которая передала "Золотую Звезду" отца в музей истории Бурятии.

В январе 1995 года Байтогской средней школе присвоено имя Героя, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись торжественные церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В.Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени. В день 62-летия Великой Победы, 9 мая 2007 года, в Усть-Орде открыта первая в столице округа Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. На одной из мемориальных плит увековечено имя Василия Харинаевича Хантаева.

 

 

   Анатолий Иванович Мазин (1938-2008), археолог, доктор исторических наук (1988). Родился в 1938 году на станции Магдагачи Амурской области.  Окончил исторический факультет Благовещенского государственного педагогического института (1966). С 1966 работал воспитателем и преподавателем в спецшколе, с 1967 — ответственным секретарем Амурского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры,  с 1968 — бригадиром оленеводов. С 1969 — аспирант, младший, старший, главный научный сотруд­ник Института истории, филологии и философии СО Академии Наук СССР (затем — Института археологии и этнографии СО РАН). Специалист в области первобытного искусства, наскальных изображений Восточной Сибири, Приамурья. Открыл и исследовал десятки пунктов с наскальными изображениями в Восточном Забайкалье, Приамурье, на юго-востоке Якутии.

Ввел в научный оборот памятники наскального искусства (писаницы) и связанные с ними жертвенники. Разработал оригинальный подход к периодизации и хронологии писаниц, корреляцию наскального искусства с соседними терри­ториями. Выявил новый тип жертвенников, непосредственно связанных с наскальными изображениями. Открыл и принимал участие в исследованиях разновременных и разнокультурных памятников в Амурской области от эпохи палеолита до позднего средневековья. Исследовал родовой состав, материальную и духовную культуру, хозяйство и быт, шаманизм эвенков-орочонов в Амурской и Читинской области). Награжден почетным знаком СО РАН «Серебряная Сигма».

 

 

Новости

 Родился он 8 июня 1955 года в местности Урда-Таптана. Второй ребенок в семье был желанным и ожидаемым как сын и продолжатель рода, опора семьи и родных. С ранних лет на нем лежала большая ответственность, которую Володя нес с честью. Со школьной скамьи проявился его талант и интерес к хореографическому искусству. После окончания школы в 1972 году он поступил на учебу в Восточно-Сибирский институт культуры. Во время учебы занимался в ансамбле бального танца «Туяна», а после окончания института работал в известном ансамбле «Байкал». Его талант как профессионального артиста балета проявился наиболее ярко, когда он приехал в 1977 году в Агинское для работы в первом профессиональном коллективе песни и танца - ансамбле «Аянга». Владимир Дараевич посвятил всю свою жизнь делу развития культуры и искусства в округе. Работал хореографом в детской музыкальной школе, заведующим Агинским районным отделом культуры, директором музыкальной школы. Где бы он ни трудился, он прилагал все усилия для развития эстетического воспитания своих подопечных. Ему были присущи энергичность, настойчивость, безграничная преданность своему ремеслу.
Он был одним из немногих, кто смог осуществить свою мечту. Ансамбль «Залуу наhан» - детище Владимира Жамсаранова. Он сумел реализовать эту идею, несмотря на все преграды. Ему пришлось решать и административные, и хозяйственные, и творческие вопросы, а, главное, он сумел зажечь в детях искру любви к прекрасному искусству, увлечь их настоящим делом. И теперь ансамбль «Залуу наhан», созданный на базе АСШ № 1, перерос в окружной и неоднократно демонстрировал свое мастерство на сценах городов нашей страны и за рубежом, стал «визитной карточкой» Агинского округа. У Владимира Дараевича Жамсаранова впереди были большие планы, но судьба распорядилась по-другому. Хочется искренне верить, что дело, начатое им, будет и дальше развиваться, радовать нас своими талантливыми детьми, дарить нам минуты радости и восхищения.

 

Национальный костюм бурят, как и любого другого народа, формировался в течение многих лет. На внешний образ нарядов влияло всё, начиная особенностями климата и мифорелигиозным мировоззрением, заканчивая контактами с Монголией, Китаем и Россией.
Функций у одежды тоже было немало. Помимо своего основного назначения, она очень многое рассказывала о человеке, а ещё оберегала своего обладателя. Конечно, традиционная одежда должна была быть практичной, удобной и простой в изготовлении. В зависимости от сезона, социального статуса и пр., для пошива использовали мех, шерсть, кожу, шёлк, парчу, бархат, сукно и хлопчатобумажную ткань.
Но даже в границах одного этноса одежда отличалась очень сильно. Это видно по силуэту, по крою, материалам, структуре, даже способу шитья и, конечно, по украшениям. Существуют чёткие различия между западными (предбайкальскими) и восточными (забайкальскими) бурятами. На различия в одежде в этом случае, прежде всего, влиял не климат, не местность, а уже мифопоэтические воззрения об устройстве Вселенной.

Западные буряты

Костюмный комплекс этой группы отражает западноазиатские представления о культе Солнца. Это подчеркнуто цветовым фоном одежды и различных оттенков дымленного меха, овчины, камусов, и наличием постоянно повторяющегося круга: украшения, круглые бляхи, монеты - в золоте и серебре, а иногда и с коралловыми бусами. В орнаментах западных бурят можно встретить растительные мотивы и разглядеть птиц.

Восточные буряты

Костюмный комплекс этой группы отражает восточноазиатские представления о культе Неба. Это подчеркнуто также цветовым фоном одежды - самым распространенным цветом у забайкальских бурят были глубокий синий с красными, белыми, черными отделками. Основным элементом декора была трехцветная вставка на грудной части халата ("энгэр") и пояс.

 

 Мастер - класс по пошиву бурятских рукавиц «бээлэй» в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Мастер класс в формате онлайн проведен на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта. Рукавицы пополнили фонд музея, выставлены в зале этнографии, в экспозиции «Бурятская традиционная одежда».

 

Курсы в формате онлайн в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Курсы проведены на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта. Работа от мастера каллиграфии пополнила фонд музея, выставлены в зале этнографии.

 

 Мастер класс «Буряад зураг» по бурятским традиционным орнаментам в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Мастер-класс в формате онлайн проведен на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта. Организована выставка рисунков детей.

 

 Бурятские плетеные пуговицы изготовлены на мастер – классах «Сомпи» в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Мастер-класс в формате онлайн проведен на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта.Мастер-класс рассказывает о тряпичном способе изготовления пуговиц, который изготовляли с помощью сложного узла.  Пуговицы пополнили фонд музея, выставлены в зале этнографии, в витрине «Бурятская традиционная одежда».

 Веревки из конских волос изготовлены на мастер – классах «Уран гартан» в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Мастер-класс в формате онлайн проведен на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта. Изделия с мастер-классов пополнили фонд музея. Выставлены в зале этнографии, в экспозиции «Бурятская традиционная юрта». 

 

 

 Сотрудники ГУК «Агинского национального музея им. Г. Цыбикова» раздавали листовки жителям поселка о вреде и последствиях употребления веществ. В листовках, вскрывается суть страшной проблемы, а также указываются конкретные пути выхода из наркотического тупика.
Целью проведения акции является предупреждение распространения наркомании среди подростков молодежи, пропаганды в молодёжной среде здорового образа жизни.
Дата праздника установлена Генеральной Ассамблеей ООН 7 декабря 1987 года в знак борьбы для достижения цели создания международного общества, свободного от наркомании. Основанием для такого решения стали рекомендации Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, принявшей обширный план деятельности по борьбе с наркотической зависимостью.
По официальным данным, число наркоманов в мире составляет более 300 миллионов человек, в России – около 8 миллионов. Ежегодно от наркотиков гибнут от 70 до 100 тысяч россиян.