Агинский национальный музей

ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ: Версия для слабовидящих

_________________________

 Уважаемые посетители!

Наш музей проходит процедуру независимой оценки качества предоставления услуг. Просьба к Вам - принять участие в опросе и заполнить электронную анкету, чтобы дать отзыв о работе нашего музея, пройдя по этой ссылке

________________________

 

Новости
28.07.2020
28.07.2020

 Хантаев Василий Харинаевич - командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады 9-го Киевско-Житомирского механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, младший сержант.

Родился 19 августа 1924 года в улусе Байтог ныне Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области в семье крестьянина. Бурят. Окончил десять классов Байтогской средней школы. Работал счетоводом дорожного управления Иркутск - Качуг.

В Красной Армии с июля 1941 года. В 1942 году окончил полковую школу. В действующей армии с августа 1942 года. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

Командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец младший сержант Василий Хантаев особо отличился в уличных боях в столице гитлеровской Германии - Берлине 26 апреля – 2 мая 1945 года.

Раненным, младший сержант Хантаев В.Х. остался один у орудия и подавил зенитную пушку, мешавшую продвижению пехоты, подбил и сжёг несколько бронетранспортёров и автомашин противника.

В представлении к званию Героя указано: «...Товарищ Хантаев выдвинул своё орудие на передний край, поставил его перед нашей пехотой и уничтожил вражескую колонну, включающую три бронетранспортера, девять противотанковых орудий и семь мотоциклов. Во время боя он взял в плен 33 немецких солдат и офицеров…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Хантаеву Василию Харинаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7836).

После войны отважный воин-артиллерист окончил Сретенское военное пехотное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С 1947 года Xантаев В.Х. - в запасе.

В 1951 году окончил Иркутскую партийную школу, в 1961 году – Новосибирскую высшую партийную школу. Работал директором совхоза в посёлке городского типа Усть-Ордынский, экономистом Эхирит-Булагатского производственного управления. Затем трудился старщим инженером материально-технического снабжения в филиале Сибирского отделения Академии наук СССР в Улан-Удэ. Скончался 29 апреля 1990 года. Похоронен в столице Бурятии - городе Улан-Удэ.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Медаль «Золотая Звезда» с удостоверением на награду были похищены во время ремонта квартиры, где они хранилась уже после смерти Героя. Но знак высшей степени отличия был возвращён родственникам В.Х. Хантаева американским коллекционером Генри Сакаида (Sakaida Henry), который выкупил её на аукционе и в первой декаде августа 2003 года вручил в Улан-Уде дочери Героя, которая передала "Золотую Звезду" отца в музей истории Бурятии.

В январе 1995 года Байтогской средней школе присвоено имя Героя, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись торжественные церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В.Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени. В день 62-летия Великой Победы, 9 мая 2007 года, в Усть-Орде открыта первая в столице округа Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. На одной из мемориальных плит увековечено имя Василия Харинаевича Хантаева.

 

 

   Анатолий Иванович Мазин (1938-2008), археолог, доктор исторических наук (1988). Родился в 1938 году на станции Магдагачи Амурской области.  Окончил исторический факультет Благовещенского государственного педагогического института (1966). С 1966 работал воспитателем и преподавателем в спецшколе, с 1967 — ответственным секретарем Амурского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры,  с 1968 — бригадиром оленеводов. С 1969 — аспирант, младший, старший, главный научный сотруд­ник Института истории, филологии и философии СО Академии Наук СССР (затем — Института археологии и этнографии СО РАН). Специалист в области первобытного искусства, наскальных изображений Восточной Сибири, Приамурья. Открыл и исследовал десятки пунктов с наскальными изображениями в Восточном Забайкалье, Приамурье, на юго-востоке Якутии.

Ввел в научный оборот памятники наскального искусства (писаницы) и связанные с ними жертвенники. Разработал оригинальный подход к периодизации и хронологии писаниц, корреляцию наскального искусства с соседними терри­ториями. Выявил новый тип жертвенников, непосредственно связанных с наскальными изображениями. Открыл и принимал участие в исследованиях разновременных и разнокультурных памятников в Амурской области от эпохи палеолита до позднего средневековья. Исследовал родовой состав, материальную и духовную культуру, хозяйство и быт, шаманизм эвенков-орочонов в Амурской и Читинской области). Награжден почетным знаком СО РАН «Серебряная Сигма».

 

 

Новости

Известно, что ещё до заключения Буринского договора 1727 года, забайкальские буряты уже несли караульную службу на фактической границе между Российской империей и Китаем (территория современной Монголии тогда входила в Цинскую империю).
В 1728 году при содействии графа Рагузинского был издан указ о выдаче семи селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамён «за их прилежную службу». Таким образом царское правительство придало уже существовавшим к тому времени небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы.
В 1764 году по предложению бурятских старшин были сформированы 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом. Полки носили наименования: [полки] Атаганов, Ашибагатов, Сартулов, Цонголов, и получили названия от имён бурятских родов, отправивших наибольшее количество воинов.
Набор был добровольным, желающих служить было очень много: это освобождало от уплаты ясака (налога). Со временем служба стала воинской повинностью с сохранением казачьих привилегий. Полки имели статус самостоятельных боевых единиц.
Пограничная служба у бурятских полков была сменной, в отличие от русских казаков, которые непосредственно жили со своими семьями у границы. Так, прослужив один год, буряты на три года возвращались в свои родные улусы. После истечения «льготных» трёх лет бурятские казаки вновь заступали на службу.
Первоначально бурятские казаки были вооружены традиционным оружием: саблями и луками со стрелами. Довольно быстро они перешли на огнестрельное оружие. На это были и экономические причины: ружьё ассигнациями стоило 20 рублей, а лук со стрелами — 30—50 рублей. А казаки вооружение, как и лошадей, должны были приобретать за свой счёт.
В августе 1800 года семи селенгинским родам были выданы по одному знамени.
К 1802 году в составе 4 полков пограничную службу проходило 2400 бурятских казаков.
По инициативе бурятских казаков в 1830 году встал вопрос о роспуске, отвергнутый иркутским генерал-губернатором.
В 1833 году в Троицкасавске была открыта Русско-монгольская войсковая школа, в которой обучались дети бурятских казаков.
17 марта 1851 года указом императора Николая I было образовано Забайкальское казачье войско. Бурятские полки влились в его состав. С этого момента они перестают упоминаться в качестве самостоятельных боевых единиц. Во время Крымской войны (1853—1856) бурятские казаки участвовали в Амурском походе с целью прикрытия морского побережья в устье реки Амур от возможной высадки англо-французского десанта.
В 1900 году бурятские казаки участвовали в подавлении «Боксёрского восстания» в Китае.
Сражались они в Маньчжурии во время Русско-японской войны (1904—1905).
В Первую мировую войну в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии воевали на полях Галиции и Польши.
Во время Гражданской войны в бурятском казачестве произошёл раскол: одни приняли сторону красных, другие воевали за белых. Последние, после поражения в войне, вынуждены были эмигрировать в Монголию и Маньчжурию. Некоторая часть казаков добралась до Австралии.Бурятское казачество. Известно, что ещё до заключения Буринского договора 1727 года, забайкальские буряты уже несли караульную службу на фактической границе между Российской империей и Китаем (территория современной Монголии тогда входила в Цинскую империю).
В 1728 году при содействии графа Рагузинского был издан указ о выдаче семи селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамён «за их прилежную службу». Таким образом царское правительство придало уже существовавшим к тому времени небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы.
В 1764 году по предложению бурятских старшин были сформированы 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом. Полки носили наименования: [полки] Атаганов, Ашибагатов, Сартулов, Цонголов, и получили названия от имён бурятских родов, отправивших наибольшее количество воинов.
Набор был добровольным, желающих служить было очень много: это освобождало от уплаты ясака (налога). Со временем служба стала воинской повинностью с сохранением казачьих привилегий. Полки имели статус самостоятельных боевых единиц.
Пограничная служба у бурятских полков была сменной, в отличие от русских казаков, которые непосредственно жили со своими семьями у границы. Так, прослужив один год, буряты на три года возвращались в свои родные улусы. После истечения «льготных» трёх лет бурятские казаки вновь заступали на службу.
Первоначально бурятские казаки были вооружены традиционным оружием: саблями и луками со стрелами. Довольно быстро они перешли на огнестрельное оружие. На это были и экономические причины: ружьё ассигнациями стоило 20 рублей, а лук со стрелами — 30—50 рублей. А казаки вооружение, как и лошадей, должны были приобретать за свой счёт.
В августе 1800 года семи селенгинским родам были выданы по одному знамени.
К 1802 году в составе 4 полков пограничную службу проходило 2400 бурятских казаков.
По инициативе бурятских казаков в 1830 году встал вопрос о роспуске, отвергнутый иркутским генерал-губернатором.
В 1833 году в Троицкасавске была открыта Русско-монгольская войсковая школа, в которой обучались дети бурятских казаков.
17 марта 1851 года указом императора Николая I было образовано Забайкальское казачье войско. Бурятские полки влились в его состав. С этого момента они перестают упоминаться в качестве самостоятельных боевых единиц. Во время Крымской войны (1853—1856) бурятские казаки участвовали в Амурском походе с целью прикрытия морского побережья в устье реки Амур от возможной высадки англо-французского десанта.
В 1900 году бурятские казаки участвовали в подавлении «Боксёрского восстания» в Китае.
Сражались они в Маньчжурии во время Русско-японской войны (1904—1905).
В Первую мировую войну в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии воевали на полях Галиции и Польши.
Во время Гражданской войны в бурятском казачестве произошёл раскол: одни приняли сторону красных, другие воевали за белых. Последние, после поражения в войне, вынуждены были эмигрировать в Монголию и Маньчжурию. Некоторая часть казаков добралась до Австралии.

 

Идея отмечать этот день возникла очень давно. В городе Муром Владимирской области в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря лежат мощи покровителей христианского брака: супругов Петра и Февронии. В свое время они были идеальной супружеской парой и умерли в один день - 8 июля 1228 года. В этом день и было принято решение праздновать день семьи, любви и верности.

Полную версию истории любви можно прочитать здесь - https://www.culture.ru/themes/244/o-petre-i-fevronii-muromskikh

Сотрудники музея подготовили небольшой видеоролик история легенда о любви Петра и Февронии https://www.youtube.com/watch?v=O5H0RfJqis0&feature=youtu.be

 

Музей благодарит и представляет участников акции к этому дню:

 

Семья Бабужаповых, п.Агинское. Праздник первого звонка

 

 

 Семья Бадеевых

 

 

Многодетная, музыкальная семья Бадмы и Балжит Базаровых. с. Цокто-Хангил

 

 

 Семейное древо Барадиевых

 

 

Дамдин Будажапович и Дулмажаб Нимаевна Будажаповы с внуками, п. Агинское

 

 

Семья Дармаевых, п. Агинское

 

 

Семья Доржиевых у родового Обоо. с. Алханай

 

 

 

Семья Жигжитжаповых, п. Агинское

 

 

 

Большая и дружная семья Баира и Кундуз Будажаповых, с. Цокто-Хангил

 

 

Большая, дружная семья Лхасарановых, с. Алханай

 

 

 

Семья Намсараевых: Бато Владимирович, Ирина Гончиковна, дети Анастасия, Александра и Жигдэн. с.Дульдурга

 

 

Семья Самбуевых, п. Агинское

 

 

Дружная и большая семья Болот и Дулмы Сультимовых, п. Агинское

 

 

Дружная семья Балдоржи и Цыцыгмы Цыденовых, с. Челутай

 

 

Семья Жамбаловых, п. Агинское

 

Семья Чингиз и Саяны Сультимовых, п. Агинское

 

Семья Багаевых

 

 

 Семья Дондоковых, п. Агинское

 Лодон Линховоевич Линховоин родился в 1901 году в улусе Ульдурга Могойтуйского района Агинского автономного округа.
В 1918 году после окончания средней школы поступает в п.Агинск на двухгодичные учительские курсы. После окончания курсов, в 1920 году, Лодон был назначен заведующим Ага-Хангильской начальной школы, затем работал в Агинской девятилетке. К этому времени молодой учитель приобрел большой авторитет и прославился на родине как «Лодон багша». В годы коллективизации Лодон Линховоин работал председателем Ага-Хангильской коммуны имени М.И.Калинина. С 1932 по 1935 гг. Л. Л. Линховоин работает в г.Улан-Удэ преподавателем монгол рабфака, научным сотрудником Института повышения квалификации кадров народного образования. В 1935 году Наркомпрос БМАССР переводит Л. Л. Линховоина завучем Кижингинской средней школы. В 1938 годуЛ. Л. Линховоин был обвинен в контрреволюционной деятельности и посажен в тюрьму. После двух лет тюрьмы, как невиновный, был освобожден. Л. Л. Линховоин проработал полтора года в ИУУ, но с началом войны был призван в ряды Советской Армии. Он прослужил четыре года.
Оронгойская школа
В трудные послевоенные годы, начиная с 1946 по 1949 годы,Л. Л. Линховоин работает директором Оронгойской семилетней школы, а его супруга - Долгор Базаровна Базаржапова – учителем географии.
Учительская семья Линховоиных в Оронгое пользовалась большим уважением и почетом. Это подтверждается тем, что Лодон Линховоевичу, учителю Оронгойской средней школы, в 1956 году Указом Президиума Верховного Совета БМАССР за заслуги в области народного образования было присвоено почетное звание «Заслуженного учителя школ БМАССР». Учительская семья Линховоиных воспитала замечательных детей.
Дочь Бальжит Лодоновна Линховоина нашла свою судьбу в Оронгое. Со своим мужем Гомбо Дугаровичем Цыремпиловым прожили вместе более пятидесяти счастливых лет. Вырастили шестерых детей, стали бабушкой и дедушкой семнадцати внуков и шестерых правнуков. Сын – Лхасаран Линховоин- знаменитый бас, вошедший в историю мировой оперы. Лхасаран Лодонович - единственный певец, получивший звание «Народный артист», будучи еще студентом консерватории; внучка Дарима Линховоина – Народная артистка России – гордость бурятского народа. Их вклад в бурятское искусство бесценен!
«Мой дед служил всю жизнь людям», - так определила жизненное кредо просветителя, краеведа Лодона Линховоина его внучка, народная артистка России Дарима Линховоин. В январе2012 года в издательстве «Буряад-монгол ном» вышла в свет книга «Лодон багшын дэбтэрhээ. Материалы на бурятском и русском языках».
В книге «Лодон багшын дэбтэрhээ» собраны труды заслуженного учителя Бурят-Монгольской АССР, тонкого знатока бурятской старины Л. Линховоина, характеризующие мировоззрение народа, особенности хозяйственного уклада, этнических традиций и обычаев. Примечательно, что в книгу вошли работы на бурятском и русском языках, в том числе ранее не публиковавшиеся. Ставшие библиографической редкостью «Заметки о дореволюционном быте агинских бурят» Лодона Линховоина, вошедшие в эту книгу, были исправлены и дополнены материалами из его личного архива. В это издание включены рассказы для детей, публицистические заметки и статьи, в которых автор акцентирует внимание на проблемах утраты этнической самобытности современных бурят.

 

Информационная справка:

    Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июня 1941 года « Об образовании новых районов в составе Читинской области» был преобразован Дульдургинский район с центром села Дульдурга в составе Агинского Бурят-монгольского национального округа.

    Образование района совпало с трагической датой в истории нашей страны началом Великой Отечественной войны. С первых дней вся жизнь района была перестроена на военный лад. Более 1800 дульдургинцев сражались на всех фронтах ВОВ. Бесстрашно воевал в партизанском отряде «Спартак» Герой России Бадма Жабон из Алханая. Четырежды удостоен знака высшей солдатской доблести медали « За отвагу» Даширабдан Лодоев из Зуткулея.

    Тремя медалями  «За отвагу» награжден Батомунко Цырендоржиев, кавалерами « Ордена славы» являются Арсентий Архипенко, Иннокентий Зубарев, Наум Жаркой из Дульдурги, Яков Десятов из Ара-Или. 264 человека отмечены боевыми орденами и медалями. Почти 800 воинов Дульдургинского района  полегли на полях сражений. Во все времена, у всех народов есть одна непоколебимая ценность и богатство-это труженики. Ведь именно, каждый конкретный человек, делают историю своей земли.

     И в послевоенные годы и в современное время Агинский Бурятский округ гордится жителями Дульдургинского района, которые внесли огромный личный вклад в развитие своего родного района и своего округа и Забайкальского края. Среди них: известные и талантливые писатели, артисты, ученые, врачи, спортсмены, строители, руководители хозяйств. Далеко за пределами известны имена братьев просветителей Александра (Сультима), Петра( Жамсарана) Бадмаевых, писателей Жамьяна Балданжабона и Жамсо Тумунова, видного религиозного деятеля, буддиста-миротворца Жамбалдоржи Гомбоева, труженика села Александра Дремина, строителя Петра Сапожникова, организатора производства Виктора Смолина.

     Неизгладимый вклад  в науку, культуру, искусство внесли Дашидондок Яхунаев, Ешинима Цынгеев, Альберт Базарон,  Майдари Жапхандаев, Аюржана Аюшиев, Даши Ракшаев и дугие.

     Дульдургинский райнон сегодня эта территория, где свято чтут и берегут традиции и обычаи родной земли, гостеприимно с хлебом солью и небесным хадаком встречают каждого, кто приезжает в гости. Единой дружной семьей проживают представители многих национальностей и вероисповеданий.

     Любовью к своему району, к позитивным переменам, заботой о сегодняшнем дне, надеждой на лучшее будущее живет сегодня каждый его житель.

 Экспонаты военного времени 

Полевая сумка — специальная сумка для командного (начальствующего) состава (офицеров, прапорщиков и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт и так далее), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее). Также просторечно называлась — командирская сумка, офицерская сумка, планшет офицерский, сержантская сумка, планшетка, планшет. Перед Великой Отечественной войной было налажено производство из тесьмяно-кирзового материала, в соответствии с приказом № 005 от 1 февраля 1941 года. В соответствии с приказом такая полевая сумка предназначалась для комсостава только строевых частей и только на военное время.

 

Треугольные письма

Письма-треугольники были стандартной формой переписки солдат во время Великой Отечественной войны. При помощи их поддерживалась связь между солдатами, воюющими на фронте, и их родными. Треугольнички сообщали о том, что солдат живой, но могло дойти и страшное известие — такие письма часто заменяли "похоронку".Откуда же взялась необычная форма писем? Во время войны письма солдат с фронта доставляли их родным бесплатно. Однако, в первые же недели войны почтовые работники столкнулись с тем, что попросту не хватает конвертов.

 

 

Подготовила материал: Цыцыгма Дугаржаповна

 

 

 

 

      3 апреля 2015 года в Агинском национальном музее была проведена встреча с представителями одного из восьми агинских родов – рода Хуасай в рамках проекта «Славим наш род» - «Магтанабди алдарта уг гарбалаа».

     Встречи представителей родов в музее заинтересовали жителей Агинского округа. Во-первых, это напоминание о дореволюционном укладе жизни бурят. Во-вторых, люди живо интересуются родами и выясняют свое отношение к тому или иному роду. Это свойственно малочисленному народу, т. к. это один из путей предостережения смешивания родственных кровей, что актуально до сих пор. Были развернуты фотостенды с изображениями наиболее известных людей данного рода. Каждый представитель старается не уронить чести своего рода, искренне вкладывает душу в дело своей жизни. И таких людей в роду Хуасай оказалось очень много: Бабжи – Барас – Баатар –тайша хори-монгол, предводитель восьми бурятских агинских родов; Намнанай Багша – ученый пандита лама, йогин; Петр Бадмаев – врач тибетской медицины, дипломат, действительный статский советник; Хоца Намсараев –поэт, прозаик, драматург, один из основоположников бурятской советской литературы;  Тугулдэр Тобоев – главный тайша Агинской Степной думы; Бальжинима Мажиевич Мажиев –советский хозяйственный, государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда; Цыденжаб Арсаланович Жимбиев – народный писатель Бурятии, заслуженный деятель культуры России, Бурятии и Калмыкии; Бадма Цыренович Цыренов –советский государственный и политический деятель, председатель Агинского Бурятского окружного исполкома; Дымбрылэй Жаргалсайхан –народный артист Монголии, профессор, народный артист Республики Бурятия, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа; Майдари Хайдапович Жапхандаев – советский и российский актёр театра и кино, директор Государственного цирка Республики Бурятия (2000-2008), народный артист Российской Федерации; Даши Бальжанович Намдаков- российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России;  Мэлс Юндунович Дабаев – заслуженный тренер СССР по стрельбе из лука; Мункожаргал Содномович Цыдыпов – заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Бурятия, заслуженный тренер Бурятии, заслуженный работник физической культуры и спорта Агинского Бурятского автономного округа. Это чабаны, скотоводы, представители духовенства, учителя, врачи, люди искусства - певцы, художники, поэты, писатели, предприниматели и многие-многие другие.

   Встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Каждый с огромным интересом изучал фотовыставку, искал своего знакомого или родственника. Беседы у стендов продолжились до позднего вечера.

 

 

      С середины 17 века самоуправление Агинских бурят осуществлялось родовыми общинами. Буряты селились родами, во главе которого был родовой глава и подчинялись ему беспрекословно. Каждый род имел свою определенную территорию, которая считалась малой родиной. На территории Агинского Бурятского округа проживают представители одиннадцати хоринских родов.

        По установившейся традиции, незнакомого бурята при встрече спрашивают, к какому роду он относится. Каждый бурят должен знать название своего рода и перечислять своих предков по мужской линии до 7-10 поколения. Знание родословной было обязательным. Буряты ценили свою родину, бережно относились к природе. С малых лет детей приучали к уважительному отношению к старшим.   В настоящее время, когда бурятский язык в числе исчезающих, и почти забыты традиции, настал момент обратиться к своим истокам. Наличие родственных связей обязывает каждого бурята всемерно способствовать защите, поддержке, безусловной помощи своим близким.

    На протяжении нескольких лет Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова проводит встречи с представителями хоринских родов в рамках проекта «Славим наш род» - «Магтанабди алдарта уг гарбалаа». Данный проект направлен на формирование нравственности, чувства гордости и патриотизма, уважения к роду своих родителей.

    21 ноября 2014 года в музейной гостиной прошла первая встреча представителей рода Галзууд. Была развернута фотовыставка «Кочевая звезда рода Галзууд». При подготовке и организации данного мероприятия была проведена большая   исследовательская работа по истории рода, по выявлению представителей данного   рода. Велись поиски материалов о выдающихся и талантливых представителях рода Галзууд, сбор фотографий. Назовем некоторых из них: легендарный герой, предводитель хори - бурят Шэлдээ Занги, главный тайша Агинской Степной Думы Жалсарай Зоригтуев, составитель Летописи хоринских бурят Шираб – Нимбу Хубитуев, религиозный, государственный, общественный деятель России, Тибета и Монголии Агван Доржиев, прозаик, драматург Даширабдан Батожабай, заслуженный деятель искусств РФ, композитор Базыр Цырендашиев, заслуженный художник РФ Бальжинима Доржиев, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Владимир Рабданов, заслуженный ветеринар РФ Сандажаб Раднаев, поэт, заслуженный работник культуры РФ Батожаргал Гармажапов, Герой России, матрос Алдар Цыденжапов и многие другие.

 

 

 

01.07.2020
Агитбригада
01.07.2020

 

Выступление агитбригады

 

Приезд Агитбригады на чабанскую стоянку

 

 АГИТБРИГАДА (агитационно-художественная бригада, художественная агитбригада)- в СССР небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив. А. возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, производствах. А. выступали повсеместно, в т. ч. непосредственно в цехах, в поле во время сельскохозяйственных работ. Пропаганда передового опыта, выявление недостатков, высмеивание отстающих – это была важная составляющая воспитательной работы в СССР. Причем воспитывали не только детей – считалось, что любому советскому гражданину нужно периодически поднимать настроение, укреплять веру в светлое будущее, показывать положительные примеры и давать повод посмеяться над недостатками. Для этого массово создавались агитационные бригады – такие себе небольшие мобильные коллективы, которые выступали с театрализованными сценками на злободневные темы.
Агитбригада могла выступать абсолютно в любом месте, ей, как правило, не нужны были ни декорации, ни звукоусиливающая аппаратура. Иногда выступления агитбригады были позитивными, настраивающими на рабочий лад. Когда приезжала агитбригада на определенный рабочий участок собирались все на кромке поля, усаживались на травке и с удовольствием смотрели мини-концерт, взбадривались и снова брались с новыми силами за работу. А бывали выступления остросатирические, когда высмеивались отстающие или нарушители трудовой дисциплины. Никому не хотелось быть прообразом отрицательного героя сценки, здесь часто не церемонились, могли и прямо указать на того, кого критикуют. А потом избавиться от дурной славы и всеобщего осуждения было непросто…
Требования к сценариям и актерской игре предъявлялись минимальные. На тему события, которое произошло вчера, сегодня могла уже демонстрироваться интермедия, какие там репетиции и оттачивание мастерства. Но зрителями выступления воспринимались благосклонно. Доходчиво, весело и коротко.

 

 

    

 Цыбен Жамцаранович Жамсарано — бурятский, монгольский и советский учёный, общественно-политический деятель, один из создателей национальной государственности монгол и бурят. Член-корреспондент Академии наук СССР, доктор филологических наук.

 Цыбен Жамцаранович Жамцарано родился 13(25) апреля 1881 года в семье Жамсарана Гендунова, зайсана Ходанца-шарайтского рода, Хойто-Агинского родового управления, племени хори-бурят, в урочище Судунтуй.  Начальное образование получил в Читинском трехклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге в гимназии, основанной Петром Бадмаевым, однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден покинуть ее. С 1898 по 1901 гг. обучается в Иркутской учительской семинарии. В течение года работает народным учителем в Are, после чего поступает в Петербургский университет.

  Будучи студентом Жамцарано пишет статьи, научные сообщения и доклады, а доклады о командировках, тексты собранных им фольклорных материалов публикуются в различных изданиях, в частности в книге «Образцы монгольской народной литературы».

  С 1911 по 1917 год Цыбен Жамцарано работает в Монголии. Он входил в руководящий состав монгольского правительства и народной партии. Работал заместителем министра внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП. Был назначен советником Российского консульства в Урге, также исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо - Гэгэна. По инициативе Жамцарано при Министерстве иностранных дел Монголии основана начальная школа, в которой он был первым учителем. В 1913 году была отправлена первая группа монгольских юношей из 10 человек на учебу в Иркутск. Жамцарано лично сопровождал их до места назначения. Выступил инициатором издания научно - популярного журнала на монгольском языке «Иньнэ толи хэмээх бичиг» (Новое зерцало») и газеты «Нийслэл хурээний сонин бичиг» (Столичные новости»).

  Летом 1917 года возвращается в Бурятию, активно включается в ее общественно политическую жизнь. Его избирают председателем Бурятского Центрального национального комитета. Участвует в деятельности первых советских органов в Забайкалье. В 1919 - 1920 годы Ц. Жамцарано исполнял обязанности профессора Иркутского университета. С 1920 года начинается второй монгольский период в жизни Ц. Жамцарано. После победы народной революции в Монголии входил в руководящее ядро монгольского правительства и народной партии. Работал заместителем министерства внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП. Выдвигал идею объединения всех монгольских народов не только на базе экономического и культурного единства, но и политической платформы.

Вернувшись из Монголии.

    С 1932 по 1937 гг. он работал в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде. В эти годы он проявил себя как крупный исследователь. Используя оригинальные источники, он написал много интересных трудов. Президиум АН СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

  Цыбеном Жамсарано были собраны богатейшие фольклорные, этнографические, лингвистические, археологические материалы и коллекции. Все они были сданы в архивы и музеи Петербурга.

   В годы культа личности И.В. Сталина и тоталитарного режима он обвинен в национализме и панмонголизме, заключен в тюрьму и расстрелян в 1940 году. Реабилитирован посмертно в 1956 году, восстановлено его доброе имя.

   На стене здания Института образовательной политики в Улан-Удэ открыта памятная доска в честь Жамцарано. Его именем названы на его родине в селе Судунтуй Агинского округа Забайкальского местная школа, улица в поселке Агинское и Забайкальская краевая библиотека.

   Цыбен Жамцарано — один из самых крупных деятелей национального движения бурят-монголов.  Его научное и литературное наследие составляет золотой фонд бурятского народа, неисчерпаемый кладезь знаний и творчества.

Вся его жизнь была посвящена делу возрождения своего народа.

  

 

 Бурятская национальная зимняя одежда – дэгэл для мальчика и для девочки сшиты на краткосрочных практических занятиях в рамках реализации проекта «Возвращение к истокам» победителя первого конкурса Фонда президентских грантов 2020 года Агинской Буддийской Академии. Занятия прошли в формате онлайн на базе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, как партнера данного проекта. Изделия пополнили фонд музея. Выставлены в зале этнографии, в экспозиции «Бурятская традиционная одежда». Преподаватель – педагог дополнительного образования Детского дома творчества поселка Агинское Цыдыпова Соелма Галсандоржиевна.