Агинский национальный музей

ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ: Версия для слабовидящих

_________________________

 Уважаемые посетители!

Наш музей проходит процедуру независимой оценки качества предоставления услуг. Просьба к Вам - принять участие в опросе и заполнить электронную анкету, чтобы дать отзыв о работе нашего музея, пройдя по этой ссылке

________________________

 

Новости
28.07.2020
28.07.2020

 Хантаев Василий Харинаевич - командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады 9-го Киевско-Житомирского механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, младший сержант.

Родился 19 августа 1924 года в улусе Байтог ныне Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области в семье крестьянина. Бурят. Окончил десять классов Байтогской средней школы. Работал счетоводом дорожного управления Иркутск - Качуг.

В Красной Армии с июля 1941 года. В 1942 году окончил полковую школу. В действующей армии с августа 1942 года. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

Командир 76-миллиметрового орудия артиллерийского дивизиона 70-й механизированной Проскуровской бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец младший сержант Василий Хантаев особо отличился в уличных боях в столице гитлеровской Германии - Берлине 26 апреля – 2 мая 1945 года.

Раненным, младший сержант Хантаев В.Х. остался один у орудия и подавил зенитную пушку, мешавшую продвижению пехоты, подбил и сжёг несколько бронетранспортёров и автомашин противника.

В представлении к званию Героя указано: «...Товарищ Хантаев выдвинул своё орудие на передний край, поставил его перед нашей пехотой и уничтожил вражескую колонну, включающую три бронетранспортера, девять противотанковых орудий и семь мотоциклов. Во время боя он взял в плен 33 немецких солдат и офицеров…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Хантаеву Василию Харинаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7836).

После войны отважный воин-артиллерист окончил Сретенское военное пехотное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С 1947 года Xантаев В.Х. - в запасе.

В 1951 году окончил Иркутскую партийную школу, в 1961 году – Новосибирскую высшую партийную школу. Работал директором совхоза в посёлке городского типа Усть-Ордынский, экономистом Эхирит-Булагатского производственного управления. Затем трудился старщим инженером материально-технического снабжения в филиале Сибирского отделения Академии наук СССР в Улан-Удэ. Скончался 29 апреля 1990 года. Похоронен в столице Бурятии - городе Улан-Удэ.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Медаль «Золотая Звезда» с удостоверением на награду были похищены во время ремонта квартиры, где они хранилась уже после смерти Героя. Но знак высшей степени отличия был возвращён родственникам В.Х. Хантаева американским коллекционером Генри Сакаида (Sakaida Henry), который выкупил её на аукционе и в первой декаде августа 2003 года вручил в Улан-Уде дочери Героя, которая передала "Золотую Звезду" отца в музей истории Бурятии.

В январе 1995 года Байтогской средней школе присвоено имя Героя, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись торжественные церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В.Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени. В день 62-летия Великой Победы, 9 мая 2007 года, в Усть-Орде открыта первая в столице округа Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. На одной из мемориальных плит увековечено имя Василия Харинаевича Хантаева.

 

 

   Анатолий Иванович Мазин (1938-2008), археолог, доктор исторических наук (1988). Родился в 1938 году на станции Магдагачи Амурской области.  Окончил исторический факультет Благовещенского государственного педагогического института (1966). С 1966 работал воспитателем и преподавателем в спецшколе, с 1967 — ответственным секретарем Амурского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры,  с 1968 — бригадиром оленеводов. С 1969 — аспирант, младший, старший, главный научный сотруд­ник Института истории, филологии и философии СО Академии Наук СССР (затем — Института археологии и этнографии СО РАН). Специалист в области первобытного искусства, наскальных изображений Восточной Сибири, Приамурья. Открыл и исследовал десятки пунктов с наскальными изображениями в Восточном Забайкалье, Приамурье, на юго-востоке Якутии.

Ввел в научный оборот памятники наскального искусства (писаницы) и связанные с ними жертвенники. Разработал оригинальный подход к периодизации и хронологии писаниц, корреляцию наскального искусства с соседними терри­ториями. Выявил новый тип жертвенников, непосредственно связанных с наскальными изображениями. Открыл и принимал участие в исследованиях разновременных и разнокультурных памятников в Амурской области от эпохи палеолита до позднего средневековья. Исследовал родовой состав, материальную и духовную культуру, хозяйство и быт, шаманизм эвенков-орочонов в Амурской и Читинской области). Награжден почетным знаком СО РАН «Серебряная Сигма».

 

 

Новости

 

В зале археологии Агинского национального музея им.Г.Цыбикова находятся   уникальные экспонаты археологических раскопок, среди них обломки Кондуйского дворца монгольской империи. Алексей Кириллович Кузнецов один из первых археологов Забайкалья исследовал Кондуйский дворец в июне 1889 года, примерно в это же время он обнаружил поселение осёдлых монголов севернее села Кондуй в пади Ноцуй. В итоге этих исследований он написал работу «Развалины Кондуйского городка и его окрестностей», которая вышла в 1925 году во Владивостоке.  Им открыты десятки археологических памятников в окрестностях Читы, долинах Ингоды, Онона, Аргуни, Или, на озере Бальзино.

    26 февраля 2020 года исполнилось 175 лет со дня рождения основателя Забайкальского краевого краеведческого музея, основоположника и   организатора   краеведения в Забайкалье Алексея Кирилловича Кузнецова.

    Алексей Кириллович Кузнецов – (13 февраля 1845, Херсон — 12 ноября 1928, Москва) — революционер, общественный деятель, краевед, музеевед, фотограф, просветитель, почетный гражданин Нерчинска. Вместе с другими членами революционного кружка «Народная расправа» участвовал в убийстве студента Иванова и был приговорен к каторжным работам сроком на 10 лет с последующим бессрочным поселением в Сибири.

    В Сибири каторгу отбывал с 1872 года на Каре, в числе первых политических узников. В это время Алексей Кузнецов организовал первую школу, руководил детским приютом. После шестилетней каторги, по ходатайству Михаила Бутина, поселился в Нерчинске, где занялся фотографией, сбором материалов по природе и истории края. В 1880 году вместе с М.Суровцевым создал общество попечения о народном образовании в Нерчинске, был его первым председателем, организовал общество любителей музыки. Поддерживал нелегальную связь с узниками Кары, за что в 1881 году арестован, а затем освобожден под залог. В 1886 году его стараниями открылся краеведческий музей (первый на Дальнем Востоке) и библиотека в Нерчинске.

    В 1889 году переехал в Читу, где продолжает заниматься фотографией и сбором краеведческих материалов. В 1894 году по инициативе Кузнецова и врача Николая Кирилова организовано Забайкальское отделение Приамурского отдела императорского Русского географического общества. В 1895 году при отделении открыт краеведческий музей и библиотека, директором музея был избран Алексей Кириллович Кузнецов.

     В 1905 году А.К.Кузнецов вновь оказался в гуще революционных событий. В 1906 году военно-полевой суд генерала А. К. Ренненкампфа приговорил его к смертной казни через повешение, которая была заменена десятилетней каторгой (по ходатайству Академии наук, географического общества). Каторгу отбывал в Акатуе. В 1908 году больного и немощного Кузнецова отправили на поселение в Якутию. Здесь он вновь создает школу, а затем и музей (ныне Якутский республиканский краеведческий музей им. Е. М. Ярославского). Музей в Якутске был уже третьим, им созданным.

     В 1913 году получил разрешение вернуться в Читу, чтобы восстановить сгоревший музей. Он собирал минералогические и археологические коллекции.     В 1928 году по совету врачей покинул Читу. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    По решению ДВР Читинскому музею в 1921 году было присвоено имя общественного деятеля, музееведа и   просветителя А.К. Кузнецова.

 

Kастрен Матиас Александр родился 2 декабря 1813 г. в с.Тервола Финляндии.   Окончил университет в Хельсинки (1838), там же профессор (1851—52). Впервые полностью перевел «Калевалу» на шведский язык. По поручению Петербургской Академии наук путешествовал по Финляндии, Карелии, Архангельской губернии и Сибири (бассейн Оби, Енисей — от устья до Саян, Забайкалье) (1838—49).

  Кастрен Матиас Александр в 1848 году в Агинской степи исследовал плиточные могилы. Внёс большой вклад в изучение языков и этнографии финно-угорских, самодийских, тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских народов. Предложил теорию родства угро-финских, самодийских, тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков. По материалам экспедиций Кастрен защитил диссертацию, став 1-м профессором финского языка и литературы Гельсингфорского университета, составил грамматики и словари для 20 языков.

    При жизни Кастрена изданы его грамматики хантыйского, марийского, коми языков и несколько небольших исследований. Наследие Кастрена подготовлено к печати А. Шифнером (Anton Schifner), опубликовано в 12 т. под общим заглавием «Северные путешествия и исследования д-ра М.А. Кастрена» («Nordische Reisen und Forschungen von Dr. M.A. Castren», 1853–1862). В издание вошли отчеты, дневники, письма, этнолингвистические исследования, словарь и грамматики всех 5 самодийских языков (в то время на юге Сибири был распространен ныне мертвый камасинский язык), а также неуральских языков (кетского, бурятского, койбальского, карагасского, эвенкийского языков и др.).

  ///Большая Советская Энциклопедия. (в 30 томах) Гл.ред. А.М.Прохоров. изд.3-е М., «Советская Энциклопедия» 1976.Т.11. -С.511

 

     Центральное место в зале археологии Агинского национального музея им.Г.Цыбикова занимает стенд, посвященный археологическим исследованиям на территории нашего округа, ученым – археологам, историкам под руководством которых были проведены археологические экспедиции.

    Первые сведения об археологических памятниках на территории Агинского Бурятского автономного округа относятся к 20-м годам XVIIIв., когда в Забайкалье работала натуралистическая экспедиция Российской академии наук по изучению природы, этнографии и исторического прошлого под руководством Д.Г. Мессершмидта.

  Даниил Готлиб Мессершмидт (16 сентября 1685, г. Гданьск, Речь Посполитая – 25 марта 1735, г. Санкт-Петербург, Российская империя) — учёный, доктор медицины, путешественник, основоположник научного изучения Сибири, специалист в области естественной истории, географии, археологии.

   Немец по происхождению. Родился в семье чиновника, получил хорошее домашнее образование. Изучал медицину в университете города Иены, затем в Галльском университете (окончил в 1707). В 1716 защитил диссертацию на тему «О разуме как главенствующем начале всей медицинской науки», получил ученую степень доктора медицины. Затем врачебная практика в городе Данциге, научные занятия в области медицины, зоологии, ботаники, дальнейшее изучение древнегреческого, латыни, древнееврейского. С 1716 года по приглашению Петра I состоял на русской службе. В 1718 был отправлен в Сибирь «для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей», с целью изучения географии, натуральной истории, медицины, лекарственных растений, эпидемических болезней, описания сибирских народов, филологии, памятников древности и других достопримечательностей.

   Путешествие по Сибири растянулось на 7 лет. Экспедиция состояла из одного человека – самого Мессершмидта. Позднее к нему присоединился пленный швед Ф.И. Страленберг (Табберт). За 7 лет работы был накоплен большой материал по истории и этнографии Сибири, коллекции чучел птиц, гербарии, сделаны зарисовки, составлены карты. Собирал Д.Г. Мессершмидт и «к древности принадлежащие вещи, якобы языческие шайтаны (кумиры), великие мамонтовы кости, древние татарские и калмыцкие письма и их праотеческие письмена,  каменные и могильные образы». Разыскивал древние монгольские рукописи, собирал и систематизировал слова из разных сибирских языков.

    В Иркутске пробыл с 19 декабря 1723 по 29 февраля 1724, совершив перед тем сложный путь от Мангазеи по Нижней Тунгуске до Лены и далее вверх по течению до Верхоленского острога. За несколько месяцев пребывания в Иркутске проводил измерения географической широты, метеорологические наблюдения, занимался исследованиями в окрестностях города, систематизировал собранные коллекции. Первым из ученых побывал на Байкале, дал описание озера, составил карту. Совершил поездку в Забайкалье – в Даурию и к озеру Далай-Нур. С 15 апреля по 23 июня 1725 вновь останавливался в Иркутске. Занимался исследованиями в окрестностях города, приводил в порядок коллекции и материалы, собранные в Забайкалье. Вернулся в Петербург 27 марта 1727.

     Значение работ Д.Г. Мессершмидта для изучения Сибири не было по достоинству оценено современниками, хотя уже при его жизни собранными материалами пользовались многие ученые: из Иркутска было вывезено 40 ящиков с минералами, растениями, животными. Научные результаты экспедиции были систематизированы в многотомный отчет «Обозрение Сибири, или три таблицы простых царств природы». Кроме того, девять томов составила «Сибирская орнитология» и пять томов – дневник путешествия. Часть коллекций в свое время была передана в Академию наук, часть – погибла при возвращении Мессершмидта из России на родину в 1729, еще часть – во время пожара в Академии наук в 1874.

   В 1731 он уехал в Данциг. Больной и нищий Д.Г. Мессершмидт не смог устроиться у себя на родине и вернулся в Россию. Последние пять лет жизни провел в Петербурге в крайней бедности.

   Основная часть работ Д.Г. Мессершмидта никогда не публиковалась, за исключением небольших отрывков, в том числе изданных П.С. Палласом в 1782. Дневник путешествий по Сибири вышел в свет на немецком языке в Берлине в 1962–1969.

   Даниил Мессершмидт первым исследовал Среднесибирское плоскогорье. Ученый описал впервые встреченных им бурят, их обычаи, одежду, внешность, составил список бурятских слов. Первые упоминания о плиточных могилах принадлежат именно ему.

 

 

   В конце XVIII в. в Забайкалье работала экспедиция путешественника Иогана Готлиба Георги. В результате этой экспедиции были им изучены и составлены карты расположения плиточных могил по Онону, Ингоде, Аргуни.

   Медик, химик, натуралист, этнограф, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств Иоганн Готлиб Георги (1729—1802) родился в Померании. Закончил Уппсальский университет, где учился у знаменитого естествоиспытателя Карла Линнея, получил степень доктора медицины и работал фармацевтом.

  По приглашению Императорской Академии наук и художеств Георги прибыл в Россию. В это время по распоряжению Екатерины II были организованы несколько экспедиций с целью комплексного исследования. Иоганн Готлиб Георги присоединился к Физической академической экспедиции Петра Палласа (1768—1774), где занимался исследованием Поволжья, Среднего и Южного Приуралья, Западной Сибири.

   Изучая природу Прибайкалья, учёный составил детальное описание его флоры и фауны, собрал гербарий редких растений, сведения о рыбном промысле на Байкале, первым высказал предположение о тектоническом происхождении озера.

  Итогом этнографических исследований Георги стало подробное иллюстрированное издание «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1776—1780 годах. Эта работа была первым сводным этнографическим описанием России. Екатерина II, высоко ценившая труды Георги, подарила ему золотую табакерку и повелела напечатать книгу «за счёт кабинета, но в пользу автора».

  Основой для работы послужили и собственные записи автора, сделанные им во время экспедиций, и сочинения других путешественников. Очерки, из которых состоит сочинение, включают сведения о названии того или иного народа, занимаемой им территории, об истории и обрядах, бытовые подробности. Большое внимание уделяется описанию повседневных и праздничных костюмов.

   Труд Иоганна Готлиба Георги не утратил своего значения и по сей день. В 2005 году книга была переиздана.

   Поездка по Байкалу и Забайкалью продолжалась почти два года. Ее никак нельзя назвать легкой: непривычный суровый климат, отсутствие дорог, ненадежные лодки, недостаток продуктов и денег, угроза заразиться неизвестными болезнями… Но перешагнувший 40-летний рубеж Георги достойно пережил сложности полевой жизни.

  Мы можем назвать И.Г. Георги пионером, человеком, который первым проплыл вдоль всей береговой кромки озера, сделал детальное описание увиденного, обратив особое внимание на окружающие Байкал горные хребты. Он добрался до устья Селенги и, остановившись там, с интересом наблюдал за процессом «одевания» Байкала в ледяные одежды, подчеркивая невероятную прозрачность его воды. Ученый познакомился и с природой, и с ландшафтом восточного побережья — от устья Верхней Ангары до устья Баргузина.

  Но еще одно направление экспедиционной деятельности Ивана Готлибовича навечно сохранит его имя в российской науке. Фактически, он создал первый в России труд («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей») по этнографии, где содержался уникальный комплекс сведений о байкальских «инородцах» — бурятах и тунгусах, их расселении, образе жизни, духовной культуре, шаманизме…

    И еще один, просто интересный, факт.

    Именно в честь Иоганна Готлиба Георги один из красивейших цветков, когда-то привезенных из Южной Америки, в России называют георгином. Такое имя было дано в 1803 году ботаником Карлом Вильденовом.

 

Доржи Гомбоев, член Союза художников России. Отличник просвещения РСФСР, заслуженный деятель искусств Забайкальского края. Его графика представлена в этом видеоролике.

Закончил Ленинградское художественно-графическое училище в 1963 году. В 1984 году заканчивает художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Более 30 лет преподавал рисование в Агинском педагогическом училище.

Работы Доржи Гомбоева экспонировались в п.Агинское, в городах Чита, Улан-Удэ. Его персональные выставки проходили в Читинском областном художественном музее, в Агинском национальном музее, в театре «Дали-Тэ». Основным мотивом творчества художника были образы родной земли.

Для создания графических листов для художника послужили изучение традиций и быта своего народа. Многие его работы посвящены прошлому. Художник передает зрителю особый эмоциональный настрой и бережное отношение к бурятской культуре, к традиционному укладу жизни. Это проявилось в графической серии «Агинские буряты в 19 веке».

 

По национальности серб, потомок герцеговинских князей Владиславичей, родился в городе Херцег-Нови (сейчас Черногория), неподалеку от Рагузы (нынешний Дубровник).
Российскую дипломатическую службу начал в Константинополе, где выполнял неофициальные поручения В. В. Голицина и Е. И. Украинцева. В 1703 впервые посетил Москву, обосновался в Москве в 1708. В 1711 представитель России в Черногории и Молдавии. В 1716—1722 в качестве представителя Петра I вел переговоры в Риме и Венеции.
В 1725 назначен полномочным послом России в Китае, выполнил свою миссию, известную как «Посольство Владиславича», с высоким искусством, заключив вначале Буринский договор (Буринский трактат), а затем на его основании Кяхтинский договор.
По возвращении в 1728 в Петербург составил для российского правительства подробную записку о цинском Китае. Позднее участвовал в различных переговорах и обсуждениях проблем российско-китайской торговли. 24 февраля 1725 года Екатерина I жалует Савву Рагузинского графским титулом, а уже 18 июня отправляет во главе дипломатической миссии в Китай. Это был его последний подвиг во славу России: началась интенсивная торговля с восточной империей, были установлены границы, созданы регулярные воинские формирования из бурят…
Служа России, Рагузинский не забывал и свою историче¬скую родину: в 1727 году он основал в Бурятии город, назвав его в честь небесного покровителя сербского народа – святого Саввы: Троицкосавск (ныне – Кяхта). В 1728 году Савва вернулся из трехлетнего вояжа в Китай. Несовершеннолетний Пётр II наградил его орденом Александра Невского и произвёл в действительные тайные советники. И вскоре о нем забыли: во времена Анны Иоанновны и Бирона такие люди не были в чести. Вскоре могучего серба подкосили последовавшие одна за другой трагедии: смерть молодой жены и троих детей. В июне 1738 года он скончался…

 Головин (граф Федор Алексеевич) - замечательный деятель Петровской эпохи (умер в 1706 г.). При царевне Софье был послан на Амур (в Дауры) для защиты Албазина от китайцев. В 1689 г. заключил Нерчинский договор, по которому уступил китайцам реку Амур до притока Горбицы, вследствие невозможности вести с Китаем серьезную войну. В Великом посольстве к европейским дворам (1697) Головин, "генерал и воинский комиссар, наместник сибирский", был вторым, после Лефорта , полномочным послом. Вначале деятельность его посвящена была главным образом флоту; за границей он нанимал иностранцев в русскую службу, заготовлял все необходимое для строения судов и, по возвращении в Россию, был назначен начальником вновь образованного военного морского приказа. В 1699 г., после смерти Лефорта, Головин был сделан генерал-адмиралом, первый награжден орденом Александра Невского, получил в заведование иностранные дела и занял первенствующее положение между правительственными лицами ("первый министр", по отзывам иностранцев). В 1699 - 1706 гг. Головин был главным руководителем русской иностранной политики: вел обширную дипломатическую переписку с Паткулем , Мазепой и руководил действиями русских послов: Долгорукого в Польше, Толстого в Турции, Голицына в Вене, Матвеева в Гааге; последнему поручал "распалять злобу" англичан и голландцев против врагов Петра, шведов. Головин особенно замечателен тем, что успешно действовал в новом духе, когда другие сотрудники Петра только еще тому учились. Государь очень ценил Головина, называл его своим другом и, извещая в письме о его смерти, подписался "печали исполненный Петр".

 

 Самобытное искусство бурятских кузнецов и ювелиров, работающих традиционно с металлом и серебром, - это свидетельство высокой духовности и образованности мастеров, выразителей национальной культуры. Кузнечное искусство издревле пользовалось огромным уважением у забайкальских народов. В бурятском фольклоре кузнецам приписывается божественное происхождение. По поверьям бурят, первым кузнецом был небожитель - небесный кузнец Божинтой-убгэн, а каждый из девяти его сыновей был эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.

Мастера кузнечного и ювелирного дела (дарханы) пользовались огромным уважением сородичей. Кузнецов уважали так же как шаманов. Работа их, сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Об этом красноречиво свидетельствуют дошедшие до наших дней мифы и предания, а также специальные "кузнечные гимны" в честь "небесных" покровителей ремесла, которому приписывалось божественное происхождение, а могущество дарханов приравнивалось к явлениям вселенского масштаба:

"Мастер подобно белому небу...

Ты велик, как горы, как океан...

Подобно храмам высоким

Горнило с наковальней сделай!

Кузнечным мехом из бычьей шкуры

Сталь и железо дыми!

Белый волосок серебряный

До луны дотяни!

Красный волосок серебряный

До высоких гор дотяни!"

Дарханы унаследовали от своих предков сложнейшие ремесленные навыки и неповторимый художественный стиль. Буряты почитали железо как дар богов, обладающий магической силой. Считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они станут оберегать его от злых сил. радиция создания украшений появилась задолго до того, как люди начали создавать орудия труда и предметы быта. Научившись ковать металл, они, прежде всего, сделали из них украшения, закрепляя их на тех частях тела, которые создавали естественную опору: голове, висках, шее, руках, плечах, груди, пояснице, бедрах, ногах. Не было такой части тела, для которой не было бы придумано украшение.
У бурят, как и у других народов мира, украшения первоначально выполняли магическую функцию. Обереги обеспечивают тому, кто их носит, защиту от злых духов, опасностей.
Вторая функция украшений - декоративная, как выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте.
Украшения имели и знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.
Украшения показывали социальный статус человека, были символами благополучия и кредитоспособности, а также рациональным способом вложения материальных средств.
Искусство изготовления украшений достигло большого совершенства, и применялось оно очень часто. Украшалось оружие, предметы быта, культовые предметы, лошадиная сбруя, но больше всего украшений изготавливали для женщин. Известно множество способов обработки исходного материала для изготовления украшений: резьба и гравировка камня и металла, шлифование, полировка, огранка драгоценных камней.
К традиционным способам художественной обработки металлов относятся филигрань, зернь, чеканка, насечка, литье, чернь. Бурятские ювелиры, используя опыт предыдущих поколений, владели всеми этими способами. Часто выполнение какого-то одного вида изделия требовало от мастера знания сразу нескольких технических приемов.
Основным материалом, служившим для изготовления украшений, было серебро. Для людей малосостоятельных ювелиры использовали серебро самой низкой пробы, для более зажиточных украшения выполнялись из серебра высокой пробы с позолотой. Знать заказывала ювелирные изделия из чистого золота. Красота изделия зависела не только от качества материала и драгоценности камней, но и от искусства мастера, способного вдохнуть жизнь в свое творение.

 

 

ГУК «Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова» с 10 июля 2020 года начал принимать посетителей✅
В связи с пандемией в музее объявлен масочный режим. Работают выставки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, сотрудники для Вас проведут экскурсии по музею.
Работают выставки:
1. «80 лет со дня боев на р.Халхин-Гол» из фондов Краевого краеведческого музея им.А.Кузнецова;
2. «Узники фашистских концлагерей»;
3. «Боевая Слава агинцев.

 

09.07.2020
Уржин Гармаев
09.07.2020

Уржин Гармаев родился на Верхней Борзе в селе Макарово (ныне с.Макарово, Шилкинский район) 8 февраля 1889 года в семье скотовода. Его отец сделал все, чтобы сын стал образованным человеком. Уржин окончил Читинскую гимназию, Затем поступил в Читинскую учительскую семенарию, с успехом окончил ее в 1912 году. В годы учебы, как и многие студенты Гармаев проникается революционными идеями и национализмом. В 1915 году Гармаев преподавал в в Таптанайской школе Агинской волости. Будучи бурятским националистом, он всячески старался культивировать традиции своего народа. Этому он следовал даже в мелочах.
Как вспоминали его ученики, багша (прим. Учитель) входя в класс всегда вынимал серебряный нож из-за пояса и кланялся ученикам, всегда ходил в национальном костюме.
Для своих учеников он был непререкаемым авторитетом, можно сказать, что он создавал из них вокруг себя подобие сплоченной организации. Затем он приподавал в Догойской школе близ Могойтуя. Во всех школах он старался привить ученикам народные обычаи бурят – это замечали все. В конце декабря 1917 года у Гармаева появилась возможность в полной мере реализовать на практике свои националистические воззрения. Атаман Семенов, желая заручиться поддержкой бурят, коль у него не получилось сформировать из них батальоны для отправки на фронт, теперь сулил им широкие права в будущем Бурят – монгольском государстве. Конечно, бурятофилия Семенова оспаривается многими, но сам факт того, что он пытался разыграть «панмонгольскую карту» неоспорим. К тому же у самого атамана были в роду буряты, и он свободно владел языком.
Вместе с учителем Далык Цыреновым по просьбе ламы Цугольского дацана Шойдор Дылгырова, Гармаев посетил атамана Семенова в Маньчжурии, и заверил его в поддержке ламаистского руководства и национально ориентированной бурятской интеллигенции.
Летом 1918 года Гармаев активно занялся созданием бурятских вооруженных формирований в поддержку атамана Семенова. Бурятские дружины впрочем создавались и сторонниками красных, но ни те ни другие друг с другом не воевали. В сентябре в Читу вошли японские войска.
Весной 1919 года Гармаев оканчивает курсы прапорщиков в Чите. В это же время он активно налаживает контакты с японскими военными представителями. Свою военную карьеру он начал в 1-ом бурятском полку, затем с повышением был переведен в военный отдел Бурнацдумы. В декабре 1919 года был прикомандирован в дивизион генерала Крымова, учавствовал в боях под Троицкосавском. После разгрома белых частямит РККА, Гармаев бежит в Монголию, оттуда он вновь пробирается в Забайкалье в район Борзи. В этих местах кочевала его семья, поближе к границе, чтобы иметь возможность эмигрировать в Маньчжурию. После окончательного поражения атамана Семенова в Забайкалье, Гармаев не раскрывая свою личность, прожил в ДВР до 1922 года, затем вместе с семьей и родителями эмигрировал в Маньчжурию. В Маньчжурии семья Гармаевых поселилась в Шэнэхэнском хошуне. Здесь проживало множество бурят бежавших из России, опасаясь расправы за преступления, творимые в гражданскую войну и поддержку атамана Семенова, а также буряты, уехавшие в 1905 году из-за несогласия с земельной реформой проводимой правительством Российской империи. Гармаев будучи образованным человеком занял руководящую должность, заместителя начальника хошуна, а затем и сам стал им. В китайское подданство Гармаев перешел еще в 1921 году. В 1932 году японские войска заняли Маньчжурию, Гармаев принимает подданство Маньчжурской империи, а в 1933 году идет на службу в японскую армию. В Хайларе японское командование практически сразу присваивает ему звание полковника и поручает заняться формированием частей из шэхэнских бурят. Это задание Гармаев с успехом выполняет.
Дочь Гармаева Санжидма проживавшая до 1992 года в Китае, очень гордилась тем, что ее отец был единственным бурятом, дослужившимся в Японской императорской армии до чина генерал-полковника. Об этом она не раз говорила.
Правда некоторые исследователи полагают, что она может заблуждаться и Гармаев не служил в японской армии, а служил в армии Маньчжурской империи.
Уржин Гармаев командовал 10 военным округом (прим. Северо-Хинганский ВО), а также с 1944 года занимал пост начальника военного училища в Вангайсяне. В 1938 году за успешные операции против партизан ему так же было присвоено звание генерал-лейтенанта армии Маньчжурской империи. Также Гармаеву приходилось подписывать смертные приговоры за антиманьчжурскую и антияпонскую деятельность, за поддержку СССР. Уржин Гармаев выполняя последний приказ о капитуляции, 30 августа 1945 года, сдался советским войскам в городе Чанчунь.
Уржин Гармаев расстрелян 13 марта 1947 года в Москве, по приговору суда. В 1992 году на волне десоветизации и проводимой реабилитации был признан жертвой репрессий.Уржин Гармаев родился на Верхней Борзе в селе Макарово (ныне с.Макарово, Шилкинский район) 8 февраля 1889 года в семье скотовода. Его отец сделал все, чтобы сын стал образованным человеком. Уржин окончил Читинскую гимназию, Затем поступил в Читинскую учительскую семенарию, с успехом окончил ее в 1912 году. В годы учебы, как и многие студенты Гармаев проникается революционными идеями и национализмом. В 1915 году Гармаев преподавал в в Таптанайской школе Агинской волости. Будучи бурятским националистом, он всячески старался культивировать традиции своего народа. Этому он следовал даже в мелочах.
Как вспоминали его ученики, багша (прим. Учитель) входя в класс всегда вынимал серебряный нож из-за пояса и кланялся ученикам, всегда ходил в национальном костюме.
Для своих учеников он был непререкаемым авторитетом, можно сказать, что он создавал из них вокруг себя подобие сплоченной организации. Затем он приподавал в Догойской школе близ Могойтуя. Во всех школах он старался привить ученикам народные обычаи бурят – это замечали все. В конце декабря 1917 года у Гармаева появилась возможность в полной мере реализовать на практике свои националистические воззрения. Атаман Семенов, желая заручиться поддержкой бурят, коль у него не получилось сформировать из них батальоны для отправки на фронт, теперь сулил им широкие права в будущем Бурят – монгольском государстве. Конечно, бурятофилия Семенова оспаривается многими, но сам факт того, что он пытался разыграть «панмонгольскую карту» неоспорим. К тому же у самого атамана были в роду буряты, и он свободно владел языком.
Вместе с учителем Далык Цыреновым по просьбе ламы Цугольского дацана Шойдор Дылгырова, Гармаев посетил атамана Семенова в Маньчжурии, и заверил его в поддержке ламаистского руководства и национально ориентированной бурятской интеллигенции.
Летом 1918 года Гармаев активно занялся созданием бурятских вооруженных формирований в поддержку атамана Семенова. Бурятские дружины впрочем создавались и сторонниками красных, но ни те ни другие друг с другом не воевали. В сентябре в Читу вошли японские войска.
Весной 1919 года Гармаев оканчивает курсы прапорщиков в Чите. В это же время он активно налаживает контакты с японскими военными представителями. Свою военную карьеру он начал в 1-ом бурятском полку, затем с повышением был переведен в военный отдел Бурнацдумы. В декабре 1919 года был прикомандирован в дивизион генерала Крымова, учавствовал в боях под Троицкосавском. После разгрома белых частямит РККА, Гармаев бежит в Монголию, оттуда он вновь пробирается в Забайкалье в район Борзи. В этих местах кочевала его семья, поближе к границе, чтобы иметь возможность эмигрировать в Маньчжурию. После окончательного поражения атамана Семенова в Забайкалье, Гармаев не раскрывая свою личность, прожил в ДВР до 1922 года, затем вместе с семьей и родителями эмигрировал в Маньчжурию. В Маньчжурии семья Гармаевых поселилась в Шэнэхэнском хошуне. Здесь проживало множество бурят бежавших из России, опасаясь расправы за преступления, творимые в гражданскую войну и поддержку атамана Семенова, а также буряты, уехавшие в 1905 году из-за несогласия с земельной реформой проводимой правительством Российской империи. Гармаев будучи образованным человеком занял руководящую должность, заместителя начальника хошуна, а затем и сам стал им. В китайское подданство Гармаев перешел еще в 1921 году. В 1932 году японские войска заняли Маньчжурию, Гармаев принимает подданство Маньчжурской империи, а в 1933 году идет на службу в японскую армию. В Хайларе японское командование практически сразу присваивает ему звание полковника и поручает заняться формированием частей из шэхэнских бурят. Это задание Гармаев с успехом выполняет.
Дочь Гармаева Санжидма проживавшая до 1992 года в Китае, очень гордилась тем, что ее отец был единственным бурятом, дослужившимся в Японской императорской армии до чина генерал-полковника. Об этом она не раз говорила.
Правда некоторые исследователи полагают, что она может заблуждаться и Гармаев не служил в японской армии, а служил в армии Маньчжурской империи.
Уржин Гармаев командовал 10 военным округом (прим. Северо-Хинганский ВО), а также с 1944 года занимал пост начальника военного училища в Вангайсяне. В 1938 году за успешные операции против партизан ему так же было присвоено звание генерал-лейтенанта армии Маньчжурской империи. Также Гармаеву приходилось подписывать смертные приговоры за антиманьчжурскую и антияпонскую деятельность, за поддержку СССР. Уржин Гармаев выполняя последний приказ о капитуляции, 30 августа 1945 года, сдался советским войскам в городе Чанчунь.
Уржин Гармаев расстрелян 13 марта 1947 года в Москве, по приговору суда. В 1992 году на волне десоветизации и проводимой реабилитации был признан жертвой репрессий.